Оплатить СПБ
г. Владимир , ул. Мира,59,
+7 (800) 222-81-70
+7 (915) 778-78-07

Семь секретов безопасного дайвинга (часть 2)

Навык 5: тренируйте аварийное всплытие на ластах с 5 м глубины

Дайверы редко тренируют этот важный навык, кроме как на курсах обучения. Фактически, некоторые инструкторы стараются избегать таких тренировок, опасаясь, что опасной может быть сама тренировка. Риск состоит в том, что от страха вы потеряете голову, потеряете контроль над скоростью всплытия или элементарно не сможете задержать дыхание на нужное время.

Но альтернативой является только "тренировка" навыка аварийного всплытия, когда вы реально будете нуждаться в этом - когда вы будете глубоко, без воздуха и в состоянии паники. Напротив, всплытие к поверхности с 4.5-5 м глубины, на которой вы совершали остановку безопасности, - самое безопасное время для тренировки этого навыка, потому что вы находитесь близко к поверхности, спокойны и имеете воздух в баллоне.

Однако будьте осторожны. Держите регулятор во рту, и сохраняйте контроль за плавучестью и скоростью подъема. По существу, вы должны совершать нормальное всплытие за исключением того, что вы тренируетесь выдыхать весь путь до поверхности.

Для большей безопасности меняйтесь с вашим партнером. На первом погружении вы тренируете аварийное всплытие, в то время как ваш партнер наблюдает за вашими пузырями и отслеживает вашу скорость. На следующем погружении практикуется он, а вы следите за ним.

Как совершить аварийное всплытие

Шаг 1: Не выпускайте регулятор изо рта. Вместо вдоха медленно выдыхайте, издавая звук "ааа...".
Шаг 2: Выполняйте всплытие с нормальной скоростью 9 м/мин. Таким образом, чтобы достигнуть поверхности с 4.5-5 метров у вас будет около 30 секунд. Этого должно быть вполне достаточно. Фактически в ваших легких обнаружится гораздо больше воздуха, чем нужно для всплытия. Если вы раньше времени исчерпаете весь воздух, лучше вдохните из регулятора, чем мчаться к поверхности. Безопасная скорость всплытия более важна, чем завершение упражнения. Просто в следующий раз выдыхайте медленнее.

Обратите внимание: Это не аварийное всплытие с использованием компенсатора, которое требует сброса грузового пояса и всплытия настолько быстро, насколько это возможно.

Навык 6: буксировка уставшего дайвера

Помните упражнение по буксировке уставшего дайвера на курсах OWD? Вы не повторяли его с тех пор, не так ли? Для тренировки этого полезного навыка всплывите на поверхность где-то в 15 м от платформы или трапа дайв-бота. Таким образом, половину пути вы сможете буксировать своего бадди, а затем вы поменяетесь местами. Или, если вы всплыли непосредственно у платформы (например, потому что поднимались вдоль ходового конца), отплывите назад на несколько метров и вернитесь.

В любом случае этого короткого расстояния вполне достаточно. Помните, что ваша цель - попрактиковаться, а не устать по-настоящему. Если в месте погружения существуют поверхностные или восходящие течения, вам не нужно бороться с ними.

ОК, другие дайверы увидят вас за этим занятием. Будьте выше возможных насмешек. Между прочим, команда бота тоже заметит вас. Дайте им знать заранее, чтобы никто не прыгал с борта и не "помогал" вам. Иначе это может вызвать реальные проблемы.

Как буксировать уставшего дайвера

Шаг 1: Вы и ваш бадди должны поддуть компенсаторы так, чтобы вы могли расслабиться, свободно вдыхать атмосферный воздух и чувствовать себя в безопасности. Утомленные дайверы часто волнуются и паникуют.
Шаг 2: Буксируемый дайвер лежит на спине с вытянутыми ногами.
Шаг 3: Повернитесь на бок и расположитесь параллельно и лицом к буксируемому дайверу, как будто вы плывете на боку.
Шаг 4: Захватите его за подмышку или зацепите его за руку (держите руки в виде крюков).
Шаг 5: При плавании используйте короткие махи ластами, чтобы не пинать партнера.

Кроме того, существуют три альтернативных способа буксировки уставшего дайвера, включая захват за вентиль баллона и упор в его ноги. Попробуйте все методы. Разные способы лучше работают в разных ситуациях.

Во всех случаях жертва должна находиться на спине с большим запасом плавучести, чтобы предотвратить макания лица в воду. Свисающие элементы снаряжения и аксессуары будут создавать помехи плаванию.
7secrets_of_safety_02.gif
Толкание за ноги.

Разместитесь на животе, поместите ноги партнера себе на плечи и возьмитесь за колени, чтобы зафиксировать их. Такое расположение позволит вам следить за лицом дайвера, видеть, куда вы движетесь, и использовать нормальные гребки с полной амплитудой. Для более длительных дистанций буксировка на боку более эффективна.
7secrets_of_safety_04.gif
Буксировка за баллон.

Расположившись на спине позади жертвы, возьмитесь за вентиль баллона или за компенсатор и гребите с полной амплитудой. Ваши гребки будут сильными и эффективными, если вы сможете избежать касания ластами партнера. Недостаток состоит в том, что вы не можете смотреть в глаза напарнику и не видите, куда вы движетесь.
7secrets_of_safety_03.gif
Буксировка за оборудование.

Это один из хороших способов справиться с паникующей жертвой. Пока партнер удерживается за один конец длинного предмета, вы беретесь за противоположный конец, ложитесь на спину, как в предыдущем случае, и тянете его. Вполне вероятно, жертва ляжет на живот, чтобы облегчить буксировку, но в этом случае большинство компенсаторов не смогут удержать человека от макания лицом в воду. Партнер должен самостоятельно удерживать голову над водой или дышать через регулятор или трубку.
Навык 7: сброс грузового пояса

Ужасно, как много утонувших дайверов были найдены на дне с не сброшенными грузами. В состоянии паники в борьбе за плавучесть на поверхности дайверы часто забывают избавиться от лишнего веса.

Вы можете думать, что и так превосходно умеете делать это, поскольку снимаете груз после каждого погружения. Но одно дело, когда вы на боте в спокойной обстановке и не спеша возитесь с оборудованием, и совсем другое, когда вам нужно быстро и чисто сбросить груз при опасной ситуации в воде.

Вы можете, не глядя и не думая, быстро найти и расстегнуть пряжку грузового пояса? Вы можете быстро сбросить пояс или грузы из компенсатора и не запутаться в снаряжении?

Для тренировки делайте это упражнение, когда вам нужно снять груз перед тем, как подняться по трапу. Используйте только одну руку и смотрите на трап или в сторону, нащупайте пряжку ремня или ручку для сброса грузов на компенсаторе. А теперь отсоедините груз, на вытянутой руке подальше убрав его от своего тела, прежде чем подадите его вверх.

Если вы носите традиционный грузовой пояс, захватите его свободный конец, чтобы предотвратить соскальзывание свинца в воду.

Как сбрасывать интегрированные груза

Шаг 1: Найдите рукоятки сброса на компенсаторе (обычно две) или пряжку на грузовом поясе.
Шаг 2: Потяните за рукоятки или откройте пряжку.
Шаг 3: Перед тем, как сбросить груза, вытяните их в сторону от тела. Так они не зацепятся за элементы вашего снаряжения (например, за крепления ласт или ножа) и упадут свободно.

Примечание: сбрасывая груза, удостоверьтесь, что ниже вас нет других дайверов.

Нужно ли делать это?

Конечно, в осуществлении некоторых тренировок существует определенный риск. Помните, что на занятиях важно придерживаться здравого смысла. Когда сильное течение (как у о.Косумель) разбрасывает группу и шкипер пытается подобрать дайверов, то, как вы понимаете, это не время практиковаться в буксировке партнера.

Когда вы волнуетесь и устали, а сильные волны болтают вас вверх и вниз у поверхности, не нужно тренироваться дышать из одного источника. Дело в том, что это дополнительные, а не строго обязательные занятия. Делайте их, когда вы расслаблены, находитесь в комфортных условиях, и вам они нравятся. Не превращайте тренировки по безопасности в рискованное для вас предприятие.

Джон Фрэнсис,
Rodale’s Scubadiving, 5/2003