Оплатить СПБ
г. Владимир , ул. Мира,59,
+7 (800) 222-81-70
+7 (915) 778-78-07

6 способов безопастного погружения (часть 1)

Ничто не заставляет меня чувствовать себя так неловко, как опытный дайв-гид. Он ходит так, будто баллоны за его спиной не имеют веса, а снаряжение - естественная часть его организма. Кажется, что он скользит под водой, не двигая ластами, и дышит, не выпуская пузырей. Морские организмы стекаются к нему толпой и исполняют трюки по его команде. В конце погружения он взлетает в лодку без видимых усилий, словно шелуху скидывает снаряжение, поправляет волосы и уже ходит вокруг тарелки с папайей, когда я все еще, задыхаясь и шатаясь, пытаюсь снять с себя жилет и баллоны.

Как же профессионалам это удается? Проинтервьюировав многих из них, я узнал их секрет. И он прост: они делают меньше. Меньше плавают, меньше дышат, меньше работают. Тащат на себе меньше снаряжения и грузов. Тратят меньше энергии и теряют меньше тепла, как в воде, так и на поверхности. И, странным образом, они даже думают меньше, поэтому, согласно Клаудии Пелларини (Claudia Pellarini), профессиональному фотографу в Stuart Cove’s Dive Bahamas на о.Нового Провидения, морские жители сами устремляются к дайв-гидам.

"Во время дайвинга мы не очень задумываемся о том, что делаем. Все происходит на подсознании, инстинктивно. Камера в руке тоже повинуется инстинкту. Мы не волнуемся на счет снаряжения, дышим тихо, хорошо контролируем свою плавучесть, мы расслаблены. Думаю, что это чувствуется. И если вы станете частью окружающего, все живое устремится к вам".

Может это звучит эзотерически таинственно, но концепция "меньше значит больше" вам очень пригодится в жизни. Например, она помогает научиться контролировать плавучесть - навык, требующий отработки, по мнению, кажется, любого инструктора, дайвмастера и гида. Слишком многие из нас, говорят они, задевают рифы, выскакивают на поверхность или дергаются вверх-вниз, в панике нажимая кнопки инфлятора. Из-за плохого контроля плавучести мы тратим воздух, волнуемся и пропускаем красивые виды. Так как нам достичь точного, не требующего усилий контроля плавучести дайв-богов? На этот счет они говорят всего два слова: меньше грузов.

Меньше грузов, больше контроля

Если вы как большинство дайверов надеваете слишком много грузов, что подразумевает слишком много воздуха в компенсаторе, то обычно это нарушает баланс плавучести. Вам удобнее всплывать, но совсем не удобно погружаться. Чем больше воздуха в жилете, тем сильнее колебания вверх-вниз. Но как погружаться с небольшим количеством грузов? Вот, что советуют профессионалы.

"Идите в бассейн с полным снаряжением, предназначенным для погружений в океане", - говорит Саймон Вакенхуд (Simone Wackenhud), уже 6 лет являющийся руководителем курсов в Toucan Diving на о.Бонэр. Отличные условия - без волн, без течения, с дополнительными грузами на бортике бассейна, помогут разобраться, какое количество грузов вам необходимо. Начните с такого количества, чтобы спокойно опуститься на дно.

Сначала полностью сдуйте компенсатор. Большинство жилетов задерживает немного воздуха в районе спины. Чтобы избавиться от него, потяните рифленый шланг вверх, подождите, пока воздух поднимется, затем нажмите стравливающую кнопку инфлятора. Вы должны быть абсолютно неподвижными. Попробуйте принять позу лотоса, скрестив ноги и держа лодыжки.

Затем начинайте постепенно снимать грузы, пока не добьетесь того, что на вдохе вы будете подниматься, а на выдохе - опускаться. Теперь обслуживающий персонал может заменить воду в бассейне на соленую. Или вы сами можете сделать это: сложите вес своего тела, вес снаряжения (обычно около 22.5 кг) и вес грузов, необходимый для пресной воды. Разделите сумму на 40 и добавьте полученное число к весу грузов. Например: ваш вес составляет 80кг, в бассейне вы надеваете грузы общим весом 2.5 кг, 80+22.5+2.5=105, 105/40= 2.625. Это означает, что для моря вам необходимо добавить еще 2.5 - 3 кг. Это не совсем точно, но очень близко.

Конечно, вашему появлению в бассейне отеля никто не обрадуется, даже если ваше снаряжение идеально чистое. Лучше пройдите курс нейтральной плавучести, который предлагают в любом месте, где возможно заниматься дайвингом, или просто попросите обслуживающий персонал о помощи. Поверьте, они будут счастливы помочь вам, так как клиенты, умеющие контролировать плавучесть, спасают их от головных болей. В конце концов, в вечер приезда совершите тестовое погружение с пляжа с целью проверки плавучести, даже если вам придется ради этого пропустить вечеринку в честь приезда.

Меньше снаряжения, больше комфорта

Причина, по которой инструкторам не приходится "бороться" со снаряжением, такова – они просто не надевают лишнего. Однажды я видел дайв-мастера, погружающегося без компенсатора и без грузового пояса - только баллон на пластиковой спинке с одним грузом, привязанным к нему. В этом случае, конечно, минимализм зашел слишком далеко. Обычно клиенты, не профи, ныряют в тропиках в двухкамерных жилетах, с ходовыми катушками, всевозможными фонарями, свистками, сигнальными зеркалами и всем остальным из каталога аксессуаров, свисающим с 16 D-колец.

Любое дополнительное снаряжение, свисающее с вашего жилета, вызывает колебания, утомляет вас, заставляет расходовать больше воздуха и повышает стресс. Как опять не вспомнить Клаудию Пелларини: "Модные аксессуары отвлекают от главного и заставляют вас нервничать, так как вам приходится иметь дело с кучей оборудования, не являющегося необходимым".

Действительно, проникновение в пещеру на глубине 60 м отличается от тура по рифам на 25 м. Важно, чтобы снаряжение соответствовало ситуации. В общем, меньшее его количество помогает сосредоточиться на том, что происходит вокруг, а значит получить больше удовольствия.

Единственное, что не нужно уменьшать, по мнению дайв-гидов, - это качество ухода за снаряжением. "Наше, может, и выглядит немного потрепанным" - признается Гари Хоув (Gary Howe), курс-директор PADI в дайв-центре в Тавернье, Флорида Кейс. "Но заботимся ли мы о нем? Конечно! Ведь благодаря ему мы остаемся живыми под водой".

Если после последнего технического обслуживания снаряжения прошло больше года - не важно, как много вы ныряли в течение этого времени, - произведите проверку до того, как уедете в отпуск. Протестируйте такое важное снаряжение как компенсатор и регуляторы, прежде чем упаковать их. "Сначала отнесите снаряжение в сервис, затем еще раз проверьте его в бассейне", - советует Вакенхуд. "Часто регуляторы и жилеты доживают свои дни в наших магазинах из-за неправильно произведенного технического обслуживания".

Тише едешь, больше увидишь

А как, кроме "медитации", о которой говорит Пелларини, дайверам-профессионалам удается находить так много интересных созданий под водой? Отчасти это очевидно: многие животные не покидают своей территории, всегда находятся вблизи одного и того же коралла. Если бы вы ныряли в одном и том же месте 20 раз в месяц, то тоже бы прекрасно знали, какая креветка сидит под каждой губкой.

Но у профессионалов есть и еще один секрет: меньше движений помогают больше увидеть. Слишком часто клиенты сразу начинают с высокой скоростью плыть вдоль рифа, как будто их цель – проплыть как можно больше миль. Возможно, это естественный исследовательский импульс – поскорее посмотреть, что там за углом. Проблема в том, что опережающий вас звук ласт и выпускаемых вами пузырей заставляет поскорее "улетучиться" всех, кого вы надеялись увидеть. Убегут они, спрячутся или замаскируются - не важно, большинство животных исчезнет задолго до вашего появления.

Остановитесь, пусть паническое бегство впереди вас продолжается. Притаитесь тихонько на песке или "зависнете" рядом с камнем, издавая как можно меньше звуков и совершая как можно меньше движений. Видимо, у рыб короткая память - уже скоро групер покажется из-за верхушки коралла, а осьминог соскользнет с камня. "Даже если кажется, что вокруг вас пустыня, в конце концов, все прятавшиеся от вас создания привыкнут к вам и выйдут",- говорит Леон Юбер (Leon Jouberc), инструктор в Stuart Cove.

И не забудьте про самых крошечных животных, которые часто ведут себя наиинтереснейшим образом, как только появляются и возвращаются к работе. "Вы можете весь дайв просидеть под лодкой и найти в кучке песка больше интересного, чем если бы вы проплыли целую милю",- говорит Хоув.