г. Владимир , ул. Мира,59,
Рынок "Тандем", блок Север СЕ-2-2-2, секция "Русский экстрим"
+7 (915) 778-78-78
+7 (915) 778-78-07
 

Семь секретов безопасного дайвинга (часть 1)

Как удвоить вашу безопасность и натренировать важные навыки. Бонус: вы не тратите впустую ни свое время, ни свой воздух.

Если бы была премия за самый бесполезный совет, первое место занял бы совет "Откладывайте часть своей зарплаты про запас", а сразу после него "На каждом погружении уделяйте время, чтобы потренировать навыки безопасности".

Довольно скоро после обучения большинство из нас забывают о своих намерениях часто практиковаться в разделении воздуха или проводить двойную проверку всего снаряжения перед каждым погружением.

В конце концов, кто делает домашнюю работу после заключительного экзамена? Кто тратит драгоценное время и воздух на дне на решение глупых задач? Не вы, и не я. Однако я нашел семь способов постепенно накапливать уровень безопасности погружений и улучшать свои навыки без пустой траты времени. И лучше всего то, что никто не заметит ваших тренировок!

В общем-то, это простые и несложные вещи:

Навык 1: проверяйте вентили баллона

Вы и ваш напарник оделись, как обычно проверили снаряжение друг друга и сейчас готовитесь к спуску в воду. Бадди поднимает ногу, чтобы надеть ласту, и, возможно, держится за ваше плечо для равновесия. Звучит знакомо?

Вместо этого попробуйте взяться за баллонный вентиль напарника одной рукой, чтобы поддержать его, и одновременно проверьте, что вентиль полностью открыт. Удивительно, но дайверы часто забывают об этом. При этом другой рукой вы можете держаться за поручень. Если необходимо, ваш бадди может держаться свободной рукой за ваше плечо.

Затем ваш напарник придерживает вас и проверяет вентиль баллона, пока вы одеваете ласты. Такая процедура поможет вам сохранять равновесие на качающемся боте, напоминает вам обоим полностью открывать клапана и не требует никаких трат времени.

Перепроверка: непосредственно перед входом в воду сделайте глубокий вдох и следите за показаниями вашего манометра. При этом стрелка не должна двигаться.

Получили идею? Она не требует дополнительного времени, усилий или воздуха, вы не делаете ничего необычного, и вы оба практически устраняете вероятность попасть в воду с отключенным баллоном.

Как открыть вентиль баллона

Вы уверены, что знаете это? Возможно, нет. Многие дайверы обучались полностью открывать вентиль, а потом заворачивать его обратно на четверть оборота.

Однако это может быть плохой идеей, потому что в таком случае невозможно сказать, в каком точно положении находится вентиль. Если вы случайно закрутили вентиль, а потом на четверть оборота открыли его, регулятор позволит вам дышать на поверхности, не давая никаких симптомов того, что вентиль практически перекрыт.

Вместо этого, полностью до упора, но без усилий, открутите вентиль. Если вы ошиблись, то поймете это при первом же вдохе или нажатии кнопки принудительной подачи воздуха на второй ступени регулятора. Только убедитесь, что сделали вдох перед входом в воду. Следите за манометром - если вентиль случайно закрыт, стрелка упадет до минимума.

Навык 2: вдвое чаще проверяйте приборы

Если мы комфортно чувствуем себя в воде, то большинство из нас перестает проверять приборы. Самой частой причиной ситуаций с нехваткой или полным отсутствием воздуха является именно наш отказ от частого контроля манометра.

Регуляторы могут давать сбой, но это случается очень редко. Куда чаще в ходе погружения мы увлекаемся, расходуем воздух быстрее, чем обычно (потому что мы находимся на большой глубине и интенсивно плаваем), но не в состоянии заметить, что воздуха становится все меньше.

Делайте следующее: всякий раз, когда вы подумаете о контроле приборов, дайте знак бадди, чтобы он проверил свои. Аналогично, каждый раз, когда ваш партнер подумает о проверке своих приборов, пусть даст сигнал вам. Договоритесь, что всякий раз, когда вы по любой причине встречаетесь глазами, вы вместе будете проверять приборы. Всякий раз, когда заметите, что один из членов вашей группы смотрит на манометр, посмотрите также. Следуя такой стратегии, вы будете вдвое чаще контролировать ход погружения.

Проверка займет у вас пару секунд и опять же никто ее не заметит.

Как проверять приборы

Всякий раз, когда вы проверяете давление воздуха, время погружения (bottom time) и насыщение азотом, делайте это именно в таком порядке. Проверяя сначала манометр, затем глубиномер, затем время и, наконец, насыщение азотом, вы быстро выработаете устойчивую привычку.

Навык 3: практикуйте остановки во время всплытия

Регулировка плавучести во время всплытия - один из тех навыков, которым совершенно не владеет огромное количество дайверов. В результате большинство из нас поднимаются быстрее, чем рекомендованные 9 м в минуту. Много дайверов совершенно не могут контролировать скорость всплытия на последних 10 м, когда медленный подъем наиболее важен.

Главная причина: многие дайверы не могут добиться нейтральной плавучести прежде, чем начинают всплытие. "Часто от фазы исследования цели погружения дайверы немедленно переходят к фазе всплытия, чтобы поскорее достигнуть точки остановки безопасности. Они не делают никаких перемещений между этими фазами, чтобы перегруппироваться и установить контроль над их плавучестью," - говорит инструктор-тренер Тек Кларк (Tec Clark).

Вместо этого:

1. Остановитесь прежде, чем вы начнете всплытие. Когда по показаниям времени на дне и давления в баллоне вы решите подниматься, просигнальте напарнику и проверьте приборы. Установите нулевую плавучесть. Проверьте приборы друг друга. Удостоверьтесь, что камеры, фонари и другие аксессуары убраны или надежно пристегнуты.

2. Отслеживайте скорость подъема вас и вашего напарника. Когда вы начнете подниматься, контролируйте свой компьютер и используйте его, чтобы управлять не только своей скоростью, но и скоростью партнера. Если бадди поднимается выше вас, потяните его за ласту, чтобы мягко напомнить ему, что надо замедлиться. Соответственно, те же процедуры по отношению к вам должен выполнять и ваш напарник. Это означает, что за скоростью всплытия наблюдают два пары глаз и подъемом управляет более медленный дайвер.

3. Снова остановитесь на глубине 10 м. Короткая остановка в начале критического участка рассыщения выполняет несколько вещей: вы еще раз устанавливаете нулевую плавучесть перед входом в зону, где скорость изменения плавучести максимальна, и таким образом минимизируете шансы неконтролируемого выброса на поверхность; кроме того вы ориентируетесь в пространстве, следя за перемещением других дайверов и траффиком судов на поверхности.

Эта процедура отнимет у вас минуту, но она стоит того.

Как совершать медленное всплытие

- Во-первых, добейтесь нейтральной плавучести. Установите ее прежде, чем вы начнете подъем.
- Поднимайтесь на ластах. Начинайте подъем, работая ластами, чтобы преодолеть нейтральную плавучесть. Не добавляйте воздух в ваш компенсатор.
- Наблюдайте за приборами. Держите компьютер в поле зрения и следите за своей скоростью. Держите одну руку свободной, так вы сможете удерживать его прямо перед собой во все время подъема.
- Чаще сдувайте воздух. Начинайте стравливать воздух из компенсатора, когда вы начинаете всплывать и перед тем, как скорость подъема станет слишком высокой. Начните стравливать воздух до того, чем станет очевидно, что вы в этом нуждаетесь.
- Сфокусируйтесь на предотвращении высокой скорости подъема, а не на борьбу с ней. Куда лучше и безопаснее всю дорогу до поверхности не спеша грести ластами, чем использовать положительную плавучесть.
- Во время всплытия находитесь лицом к лицу с партнером. Смотря через плечи друг друга, вы получаете полный обзор окружающего вас пространства.

Навык 4: тренируйтесь в дыхании из одного источника

Вместо того чтобы уныло смотреть в точку во время последней трех-пятиминутной остановки безопасности, потратьте время на совместную тренировку с партнером. Делайте это любым способом, о котором вы договорились перед погружением. Повторяйте упражнение, которое вы учили на курсах дайвинга, начиная с соответствующего сигнала вашему бадди. После того, как вы сделали несколько вдохов и чувствуете себя комфортно, верните дыхательный автомат партнеру и поменяйтесь ролями.

Не отлынивайте. Если вы будете постоянно тренировать этот навык, вы сможете автоматически выполнить все процедуры, когда это будет действительно необходимо. Кроме того, упражнение поможет вам скоротать время на остановке безопасности.
Как совместно использовать воздух

Шаг 1: Просигнальте вашему бадди, что у вас мало воздуха, и вы хотите подышать из его регулятора.
Шаг 2: Ваш бадди перемещается к вам и предлагает источник воздуха - его собственный дыхательный автомат ил октопус в зависимости от конфигурации его снаряжения.
Шаг 3: Поместите предлагаемый регулятор в правую сторону рта, очистите его и начинайте нормальное дыхание.
Шаг 4: Сохраняйте физический контакт с партнером, удерживаясь за руку, лямку компенсатора или вентиль баллона. Так вы предотвратите возможный дрейф друг относительно друга и вырывание регулятора у вас изо рта.

Однако при этом существует несколько замечаний:

- Всегда обсуждайте упражнения перед погружением. Так вы оба будете знать, какие источники воздуха необходимо использовать.
- Следите за вашей плавучестью. Не увлекайтесь настолько, что не заметите, что начинаете подниматься к поверхности.
- Перед погружением уведомьте дайвмастера. Если он не будет знать, что вы занимаетесь тренировками, он может принять их за реальную проблему, а тем самым отвлечься на вас, в то время как он мог бы уделить внимание тому, кто действительно нуждается в помощи.
- Дважды подумайте, прежде чем начинать упражнение, во время которого оба дайвера попеременно дышат из одного регулятора. Как показывает опыт, эта процедура может быть довольно опасной, если не практиковать ее достаточно часто. Если вы собираетесь потренироваться, всегда договаривайтесь заранее, обсуждайте свои действия и попрактикуйтесь "на сухую" еще на боте.