Оплатить СПБ
+7 (800) 222-81-70
+7 (915) 778-78-07

НАШИ ОТЧЕТЫ

БАЙКАЛ: О чем расскажут льды.

Байкал.

О чем расскажут льды. Елена Маршалл

Побурханю на четыре стороны,

Попрошу Байкал о снисхождении...

О зиме, прошедшей, плачут вороны,

Растворяясь в солнечном кипении!
Сегодня, 8-марта, в праздничный день, я решила сделать себе подарок – описать впечатление о нашей недавней поездке на Байкал. Словно жемчуг в драгоценных четках, я перебираю каждое мгновение, пережитое в ледяном краю.

Мы прилетели рано утром,1-го марта, и попали из, уже теплой, весенней Москвы в морозный, пахнувший легким дымком Иркутск. Нас встретили в аэропорту Таня Опарина и Геннадий Мисан. Их лица светились яркими улыбками и мы сразу ощутили, что попали к родным людям, которые нам искренне рады. Да, умеют встречать в Сибири!

Прокатились по спящему еще городу. Иркутск очень хорош самобытной архитектурой деревянных домов и обширных церковных подворий. Центр города, весь в цепочках огней, расположен вдоль реки Иркут. Печально вглядываясь в речную даль, стоит Колчак. Здесь, в Иркутске, наверное, единственный памятник этому незаурядному человеку.

Хотелось бы побыть в городе подольше, но надо ехать. Нам еще 5 часов пути до базы на Ольхоне. Согревшись в микроавтобусе, мы то дремали, то разговаривали. Было уютно, прошлая жизнь убегала вместе с дорогой назад, оставляя за спиной печали и заботы. Мы улыбались друг другу, смотрели на дорогу, которая с каждым поворотом открывала новые пейзажи: то запорошенные снегом сопки, то деревянные местные постройки в редких соснах, то речные дали. На завтрак остановились в придорожном кафе. И вот, здесь, попробовали знаменитое местное блюдо, о котором рассказывала нам Татьяна – позы или бузы. Это что-то вроде больших пельменей с вкуснейшим рубленным мясом в бульоне, который надо осторожно выпить, надкусив позу. Ммм... – вкусно и горячо! Что очень кстати, так как на улице 20 градусов мороза. А пьют здесь чай с молоком.

Таня рассказала нам забавную историю о том, как одно из самобытных кафе с национальной кухней переделали в ирландский паб. И стоит он, затерянный, никому не нужный: ирландский паб в байкальской степи. Парадокс! Едем дальше.... На холме, приложив руку к козырьку фуражки, щуря глаза от солнца, стоит памятник Бродяге. Его лицо обветренно, но Бродяга улыбается ( та самая знаменитая сибирская улыбка: добрая и открытая), тому что видит. Мы подобрались к его крупной фигуре поближе и весело фотографировались с ним, так же как и он, прикладывая руки к глазам. Хотя солнце еще никак не хотело выходить из снежной дымки.
Вот он – Байкал. Выезжаем на лед, на переправу, размеченную вехами. Таня дает распоряжение остановиться, и мы накрываем маленький походный столик прямо на льду. Так непривычно стоять на толстенном, черном льду и глядя вниз, видеть воду, настолько Байкальский лед прозрачен. Однако Таня и ее помощник Алексей немного расстроены, так как всю обширную ледяную поверхность запорошило снегом. Ветра нет, и снег лежит плотным слоем, закрывая от нас прозрачность и глубину льда. Что же делать? БУРХАНИТЬ! Разливаем в рюмки байкальскую водку Омулевку, поворачиваемся и на четыре стороны, четвертым пальцем, брызгаем на лед водкой, приговаривая и упрашивая Байкальского бога Бурхана подарить нам хорошие дни, солнечную погоду, удачную нырялку и еще много чего. Бурхана необходимо задобрить, а то рассердится и не будет нам Байкальского счастья! Ох, хорошо пригубить водочки: на морозе, да с салом, да с черным хлебом!
Едем, едем в бесконечный, бескрайний ледовый край. Наша база расположена над Байкалом, на Ольхоне, у скалы Шаманки, которая высится прямо изо льда. Располагаемся, готовим снарягу – сегодня уже нырять. Нырять будем у самой Шаманки. Вкусно пахнет свежеструганным деревом. Воздух звенит, такой он чистый.

Наша первая майна готовится недалеко от торосов, что бы под водой нам было интересно. Возле майны отапливаемый перевозной домик, так что одеваемся и раздеваемся в тепле, что очень удобно.
Разныриваемся, проверяем снарягу, приспосабливаемся к новым условиям. Здесь ныряют на одной веревке, с отходящими от нее шлейками. Так как, мы недалеко от берега, то еще видим дно и ландшафт. И даже маленьких полупрозрачных креветок и рачков, сонных от холода. Ну что же - с почином! Обмываем первую нырялку той же Омулевкой. Я вдруг спохватываюсь, что завтра Масленица, надо ее отметить! И на обратном пути на базу в местном магазинчике мы скупаем все веники, цветастые халат и платок, краски и даже лифчик огромного размера – должна же наша Масленица быть красивой и фигуристой. Смеялись, конечно, без конца.
Вечером прекрасный ужин с разнообразными, вкусными блюдами. Среди застолья особенно выделяется Сагудай из омуля  и брусничные вкуснющие пироги. Среди тостов и разговоров вдруг замечаем, что все еще продолжается тот самый, первый день весны, который начался уже так давно, что кажется нескончаемым. Ну и опять тосты...
Ребята, какие звезды над Байкалом и тишина, и вкусный, как колодезная вода, воздух!!!

А утром воскресенья – ярчайшее солнце. Мы несемся на внедорожниках по сверкающему белому льду, по следам, проложенным рыбаками, на Хобой- самый северный мыс острова Ольхон.

Лед бескрайний, глубины невиданной
Загорится внутренним свечением.
Это - вспышка страсти неожиданной,
Снега и весны соединение!

Мы пробираемся между, встающими дыбом, торосами к Трем братьям( так называются скалы), к пещерам. И нам видится: то голубой парус, развернутый в небо, то громадный синий бриллиант. Фигуры, созданные льдом причудливы и разнообразны. Да - буянил Байкал, трещали льды! У пещер выходим из машин и идем к скалам. Пещеры неглубокие, но красоты несказанной. Все в ледяных сталлактитах, пронизанных солнцем. Наш предводитель – Сережа Байков – вмиг забрался на скалу. Его желтый комбинезон замелькал на немыслимой высоте среди камней. Оттуда, сверху, мы казались ему маленькими смешными фигурками, а он нам диким снежным человеком.
Нагулялись вдоволь и поехали на место нырялки. А место это заколдованное! Мыс Девы. В нашей машине играла скрипка Ванессы Мэй, я задумалась и вдруг, повернув голову увидела фигуру Девы, изогнувшуюся, в трагическом порыве. Грудь ее поднялась к небу, голова ее была запрокинута вниз так, что волосы окунались в воду и сейчас были захвачены льдами. Профиль Девы четко выделялся на фоне яркого неба. За что же наказали ее Боги? Алексей рассказал легенду: Дева была красива и умна, но была она жадной до жизни и хотела получить все: воду, небо, солнце, скалы. Боги превратили ее в камень, и вот, она получила все что хотела. Бойтесь своих желаний – они могут осуществиться!

Место и вправду колдовское – мы три раза пилили майну! Вообще, наблюдать, как Татьяна ищет место для майны – это отдельная история. Это целый ритуал, напоминающий поиск места для отливки колокола (если кто помнит фильм Тарковского «Андрей Рублев»). Наконец – есть! И трещина во льдах рядом, и торосы громоздятся. Но сняв первый слой льда, мы упираемся еще в одну льдину. Выпилив и ее, мы находим еще один слой. Это внутри - льдины легли друг на друга и не пускают нас к воде. Рядом с майной высится крепость, выложенная из прозрачных ледовых кирпичей. Неудача! Ванна майны заполняется доверху водой, поднявшейся из небольшого отверстия в углу. Получилась джакузи.
Пилим еще одну майну – то же. Пока ребята возятся с майнами, мы с Ольгой берем материалы для Масленицы и идем создавать прекрасную девушку. В ход идут припасенные жерди, солома и веники! Хороша!!! Последний штрих – макияж и наша красавица готова. С улыбкой она смотрит на наши попытки погрузиться. А рядом вырастает еще одна крепость изо льда. Время уходит, нам надо засветло выбраться с Байкальского льда, а мы еще и не начинали погружения. Наверное, Бурхан сердится. Или Дева завидует нашей радости и живому настроению, а может красоте нашей Масленицы завидует.

Итак – третья попытка. Алексей вычерчивает четкую сетку с делениями и мы тут же начинаем играть в крестики – нолики. Эту майну пилим все по очереди. Лед как масло! Ура, Ура, Ура!!! Майна готова, Таня улыбается. Быстро делимся на группы и одеваемся. Сергей взял фотоаппарат для подводной съемки. Я сегодня на основной веревке – немного волнуюсь. В этом месте дна у Байкала нет и мы не должны уходить вниз. Да и не хочется.
Та фантастическая картина, которая разворачивается подо льдом, завораживает. Как описать словами немыслимую синюю глубину Байкала под нами. Ощущение невесомости – нет рядом никаких ориентиров, и ты висишь себе в толще воды, лишь веревка указывает путь. А над нами бескрайняя, бесконечная красота Льда, пронизанного солнцем. Трещина неоднократно лопалась, расходилась и сходилась вновь. Ее толстые края скалывались от безумного напора и 6-ти метровые торосы всплескивались наверх, голубыми осколками, но так же низвергались вниз прозрачными водопадами. Причудливые формы льда влекли к себе, звали заглянуть в каждую выемку, потрогать острие каждой ледяной стрелы. Мы плавно двигались вдоль колоссальной трещины, рассматривая скульптуры, произведения искусства, которые Байкал разрешил нам посмотреть. Да, да, мы попали в потайные комнаты ледяного замка, от которого не каждому дадут ключи, не каждому дозволят увидеть чудеса - хранилище драгоценных кладов Байкала! Мы уходим непривычно далеко вдоль трещины – сердце бьется, я слышу его. Невозможно оторваться от небывалой красоты, но становится немного холодно. Вода подо льдом + 1 градус.
Всплываем в майну и друзья подносят нам рюмку Омулевки с соленым огурчиком на закуску. Так, не снимая маски и выпиваем чистую, слезную водочку. А потом греться в домик.
У нас же Масленица еще! Пообедав и согревшись, бежим поджигать Масленицу, водить хоровод, прогоняя зиму и прыгать через угли костра. Сергей поджег солому и девчонка вспыхнула огнем. В голубое небо взметнулось пламя и полетели искры – уходи зима, приходи ВЕСНА!!!!
Я пишу и не могу остановиться – так хочется поделиться всеми радостями и приключениями. Но, конечно, лучше самим увидеть и пережить живые эмоции, а Байкал не оставит вас равнодушными, уж вы мне поверьте. Когда несешься на джипах в закат, сквозь снежную легкую пыль; когда весь лед покрывается блестками – голубыми искрами; когда музыка и праздник в твоей душе - от красоты окружающего мира; когда рядом друзья, с которыми ты делишь радость – что может быть прекраснее!?

Мы летим на встречу приключениям,
Вспарывая толщу льда колесами
Волнами расходится течение,
Замирая синими торосами.

На следующий день - такое же солнце. Вкусный, сытый завтрак в деревянной избе, возле жаркой печки и мы готовы ехать. Сегодня тоже все не просто так. К нам присоединился Геннадий, приехавший из Иркутска, где у него были дела. А еще нас сопровождала съемочная группа немецкого телеканала, которая снимала на Байкале реалити- шоу про адаптацию немецкой молодежи в этих суровых местах. И тут им повезло – приехали дайверы! Накануне вечером они нас угощали глинтвейном и разными немецкими закусками в своем баре. А сегодня едут с нами и будут кормить нас обедом, ну и снимать, конечно.

Едем туда же - на Хобой. Но все по-новому: и ледяные торосы и пещеры – все другое. Геннадий и Татьяна сами были поражены: за одиннадцать лет путешествий на Байкал, они не видели еще такой необычной картины. Все-таки Бурхан к нам милостив, показывая разнообразие и красоту своей вотчины. Сергей то забирался на самую высокую скалу, то спускался в глубину ледовой пещеры. Мы не успевали за его быстрыми передвижениями – оставалось только переговариваться по рации и фотографировать его, неуловимого. Там, во льдах, замерз мотоцикл с деревянной люлькой. Скорей! За руль - фотографироваться!
Нырялка задалась: и майна с первого раза получилась. И Таня показала немцам: какая она – настоящая сибирская красавица! Надев купальник – на минутку, в 20 градусов мороза - она пилила майну из полуторометрового льда и улыбалась. Ее засыпало снегом, летящим из под пилы, а она, загорелая и очень красивая, мило улыбалась! Так то вот, немцы!
И наш Сергей стал звездой немецкого ТВ. Его образ привлек режиссера еще с вечера, когда он пришел к бару в шортах, но меховой шапке, при этом. А теперь наш предводитель и вовсе вдохновил операторов на съемку и интервью. Большой человек!

Виды под водой тоже были иными: огромные пласты льда – целые поля – нависали друг над другом, образуя ступени и этажи. Кстати довольно опасно совать туда голову или руки: лед может прийти в движение и схлопнуться. Поэтому любовались со стороны. Хотя, кто это там? Залез все-таки – конечно, Денис! Смелый мальчик!

Пообедали немецким пловом ( точнее кашей с мясом: ну какой немцы еще плов могут приготовить, они же не узбеки). Таня и Геннадий подарили всем нам футболки с Байкальской символикой, что вызвало у нас бурное желание фотографироваться на фоне баннера клуба Байкал Тек. И на обратном уже пути, останавливались у других скал, очень необычных. Кстати скалы на Байкале рыжие с вкраплениями железа, что прекрасно контрастирует с голубыми снегами. Когда подъехали к поселениям, я выскочила из машины, что бы погладить местных лохматых бычков, которые грелись у забора. Бычки зимой обрастают кудреватым смешным мехом и становятся уютными и забавными. Но они не захотели ласки и испугались: как пошутила Ира Сотникова, наверное, решили, что их на мясо забирают.

Вечером была баня, ужин, прогулка. Только я это все проспала и не смогу описать. Эмоции и Омулевочка сделала свое дело – организму понадобился отдых!

Не устали читать? Осталось еще немного, но так же интересно, поверьте! Крайний день пребывания. Далеко мы не стали забираться, так как нам еще надо было вечером добраться до Иркутска, а переправа закрывается в семь вечера. Трещина, у которой мы ныряли была совсем свежей, недавней. Лед издавал звуки похожие на постукивания и поскрипывания – страшновато.... Солнца сначала не было и дул прохладный ветерок. Нам было зябко, но интерес к нырялке не пропадал. На этот раз, на лед взяли не домик, а баню настоящую: с печкой, полками, все как положено. Зачем? Немного терпения. Погрузились и плавали довольно долго, картина льда под водой никогда не надоедает, настолько он разнообразен. А потом, мы переоделись в купальники и плавки и стали париться в бане. Геннадий расстелил у майны коврик. Ну, поехали... Выскакиваешь распаренный из бани и с разбега в майну. Только веревку в руку надо захватить для подстраховки. Кто с разбега: Ольга, например или Сергей, а я, так, всегда боялась в майну прыгать. Никогда этого не делала, но начинать же нужно. Попросила, одетого уже, Сергея подстраховать меня, да так вцепилась в него при прыжке, что чуть не утянула за собой в ледяную воду. Его держали всем скопом, что бы не улетел. Ох и визгу было: и страшно, и весело. В общем страшно весело!!! Ощущения настолько фантастические, что я решилась прыгнуть второй раз. Сергей уже подальше держался. На лед я выбиралась, царапая коленки, как мокрая кошка. Но при этом очень счастливая! Развеселила и Геннадия, и Дениса. Ира Сотникова, не в пример мне, была величава, как королева. После прыжка в майну еще и прошлась туда – сюда, демонстрируя выдержку. Кстати в эти моменты уже снова светило солнце, во-всю! Не стал Бурхан сердиться на нас, видя наше веселье. Поддержал!
Вот так, мы съездили к Байкалу в гости, переживая каждый день новую, полную неожиданностей и приключений жизнь. Меня все спрашивают, почему я стараюсь так много путешествовать? Знаете, придет время, когда мы все уже не сможем этого сделать, нам надоест политика и интриги, мы не захотим и не сможем больше работать, не будет рядом верных друзей... Но в моих руках будут волшебные четки воспоминаний, где каждая жемчужина расскажет о чудесном дне приключений, прожитом не зря!

На Байкал недаром люди молятся
И приносят жертву безоглядную...
Чистою водой душа умоется,
Грязь смывая свежею прохладою...

Стоя на краю ледовой проруби,
Вглядываясь в зеркало глубокое,
Я шепчу – спасибо, тебе, Господи!
И Байкалу – здравствуй, синеокое!